Держись, Нью-Йорк!
А. Терентьев, Т. Королёва
Этой игрой фирма Sierra On-Line завершила стандарт детективных квестов на долгие годы. С появлением Windows будет только подправлен экран до 640х480, весь же прочий антураж уже доведен до совершенства – деление на акты, поэтапное возрастание сложности, характерность персонажей, отмеченная в предыдущей статье многоплановость одновременно протекающих действий, комбинации предметов внутри Inventory. Для борьбы с CD-пиратством введены кодовые вопросы. Традиционный для квестов "измеритель успешности" заменен веером концовок, сходящимся к двум основным: полной победе или смерти. Создатели игры преподнесли шуточный подарок основателю фирмы: в одной из сцен среди других материалов помещен внутренний рабочий телефон Роберты Вильямс. Определен и основной адресат: игра, безусловно, не для детей.
Продолжая традиции, мы рады вновь приветствовать своих читателей на страницах "Ретро-Клуба". И вновь, в год 15-летнего юбилея фирмы "Sierra", представляем очередной ролевой ретро-детектив этой фирмы со знаменитой Лаурой Боу, неистощимой на выдумки девушкой-детективом – персонажем, созданным вдохновением Роберты Вильямс, жены главы фирмы Кена Вильямса.
В отличие от первой части, эту игру трудно назвать неизвестной нашему читателю и уж тем более "ретро": в текущем году ряд легальных и не очень отечественных дельцов включил ее в хлынувший поток сборной солянки китайских дискошлепов. К счастью, не "крэкнув", как было с первой частью, а просто приложив TSR-подсказчик (неудаляемый, неполный и с ошибками). Мы же для раскрытия паролей отсылаем вас к разделу "Кривой Код" этого номера журнала.
Но сначала – для постоянных читателей – два слова о первой части, "The Colonel Bequest", представленной в №1 нашего журнала. Из двенадцати персонажей к концу игры остаются в живых от силы трое. В финале, когда Руди дерется с полковником Дижоном, а вы в образе Лауры врываетесь на чердак, сжимая в руке револьвер с единственным патроном, в вашем распоряжении не более пяти секунд на решение. Стрелять, конечно, нужно не в желчного грубого старого полковника – он умрет, и Руди свалит на него все убийства. Промедлите – Руди убьет полковника, и опять то же самое. Верная команда – "Shoot Rudy!" Он будет только ранен, кухарка Селия ракетой вызовет полицию, за покушение на убийство Дижона Руди арестуют, а внезапно подобревший и разговорившийся полковник признается, что уже давно наблюдал за всем происходящим. И в ужасе от того, как ваша подруга Лилиан в старой полковничьей одежде хладнокровно укокошила семерых, сваливая трупы в подземелье и методично ставя каждый раз мелом отметку на игрушечной школьной доске среди любимых с детства кукол. Вот только с Руди не получилось – обманул, подлец, завладел револьвером и выстрелил первым… А полковник, в благодарность за спасение его жизни, милостиво разрешит Лауре оставить себе найденные в семейном склепе Кроутонов драгоценные камни (зря усмехаетесь: по демократическим законам найденное в земле полковника принадлежит ему, а не вам!). Такова разгадка первой серии, и если вы благополучно открыли все загадки, столбик термометра в конце покажет предмаксимальную отметку (максимум не дается из-за "кряка").
Прошел год, на дворе 1926. Закончив Туланский университет, Лаура едет из Нового Орлеана в Нью-Йорк. Остался в прошлом викторианский особняк полковника с потайными комнатами за шкафами, забыты вызванные страшной религией Вуду кухарки Сели летающие демоны, прочь мрачные подземелья и семейные склепы! И милый старый папа, детектив в отставке, тщетно уговаривающий быть осторожной в дебрях "столицы мира" и хранить часть денег в туфлях, тоже забыт. Лаура едет в поезде! Покорять Моск… то есть Нью-Йорк! Город электричества, моторов, динамики, небоскребов, денег. И работа – не где-нибудь, а в центральной газете (по рекомендации папаши, конечно). В крупнейшей. Репортером. Суета, ритм, такси, рестораны, приемы… Держись, Нью-Йорк, Лаура Боу прибывает! В общем, как пелось десяток лет назад отечественным ансамблем:
Папа – держись, мама – дрожи,
Если будет каждый вечер
Такая жизнь!
А жизнь есть жизнь: не успела Лаура у вагона попрощаться с соседкой по купе, как у нее сперли саквояж со всеми вещами. А попрошайка, увидев деньги у сердобольной девицы, вместо пары долларов выхватил все и был таков. Да и Сэм Августини, главный редактор "Трибюн", хоть и помнит папеньку, не спешит оформлять дочку на полный оклад: ну не принято даме в столице быть уголовным репортером! И только скрепя сердце соглашается "дать шанс" – это значит расследовать кражу из музея знаменитого кинжала египетского фараона Амона Ра, да еще без помощи друзей, при откровенно бездействующей и потакающей бутлегерам (сухой закон, однако!) полиции, без денег, без надлежащей одежды (а надо попадать на приемы!) – и уже дело к вечеру, а статья должна быть готова к трем часам следующего дня! Итак, опять цейтнот, опять незнакомые места и правила жизни, опять начало первого акта… Только, в отличие от первой серии, где Лаура присутствует при объявлении условий полковником, вторая серия началась две недели назад, когда на прибывшем трансатлантическом пароходе (как знаем мы, но не знает Лаура) задушен неизвестный пассажир.
Приятно с пятилетнего расстояния наблюдать годовую работу крупной фирмы. От первой из игр с Лаурой ко второй многое изменилось. Сменилась графика с EGA на VGA. Не нужно больше путаться с клавиатурой, строго соблюдая английский синтаксис: все управление через "мышь". Курсор в виде человечка – команда "идти". Вопросительный знак – задать вопрос персонажу (покажите, кому). Восклицательный – поговорить с персонажем. Палец – тронуть, взять, открыть дверь. Глаз – посмотреть. Ладонь – жди, игра сама "выведет". Ну, а если надо задействовать предмет из сумки – выбери его (курсор примет его вид) и покажи им на нужный объект. Для смены состояния – щелчок правой клавишей; при подъеме курсора в верхнюю часть экрана открывается ряд иконок управления. Можно сохранять игру (только здесь и нужна клавиатура для ввода первый раз названия сохраненной игры), восстанавливаться, рестартовать, выйти, ускорить или замедлить движения героини, также отдельно ускорить или замедлить анимацию, смену текстов диалогов, менять громкость – как видите, с 1991 года ничего нового-то и не появилось! Кое-где используется даже "Drag and Drop", хоть и не без огрехов.
По-прежнему очень много диалогов. Если раньше помимо "американского английского" нужно было освоить акцент южной Луизианы, порой с придыханиями Глории и пришепетываниями Фифи, то теперь на очереди – столичный сленг с диалектами гангстеров, уличных мальчишек, графинь, наркоманок, китайцев, негров, итальянцев, немцев, коренных англичан, коренных египтян, натурализовавшихся гречанок, французских проституток, а также простых рабочих парней – думаю, все стало понятно. Фразы на экране уже не держатся до щелчка "мышью", затормозить "паузой" не удастся, на повторный вопрос в лучшем случае ответят "Нет времени повторять" или "Мы об этом уже говорили". Очень оригинально (для времени создания игры) решена проблема выбора темы вопроса: показывается блокнот героини с разделами People (люди), Places (места), Things (предметы) и Misc[ellany] (дополнения) и предоставляется возможность выбрать нужный объект. Листать можно вперед и назад, выбранный ошибочно объект тут же сменить. Выход из блокнота – подтвердить курсор в виде Exit.
Персонажей стало втрое больше (значащих – свыше двадцати), музыка через звуковые карты вполне соответствует духу времени, игра идет без заметных задержек даже на 386/SX.
Давайте вместе сделаем первые шаги. Вы успешно прошли тест на профпригодность по египетским богам у коллеги и завистника Руби. Присядьте за свой новый стол. Из-под правого ближнего угла коврика на столе достаньте ключ, откройте им стол и выньте пресс-карточку. Выйдите из показа стола через курсор Exit. Выньте из корзины слева бейсбольный мяч. Если в этот момент вы заглянете в блокнот (откройте иконку предметов, пальцем троньте блокнот), то в разделе Places найдете Flower Shop (цветочный магазин). Поговорите о нем с Руби и просмотрите блокнот еще раз – вместо цветочного магазина увидите запись Speakeasy (дословно – "легкий разговор", на самом деле – пивная) и новое имя – гангстера Зигги (Ziggy). Вот таким образом и пополняется блокнот. Встаньте, просмотрите доску объявления и прочтите, что редакция требует от сотрудников быть специально одетыми на официальных приемах. Выйдите из редакции. Прикоснувшись пальцем к знаку на стоянке, вызовите такси. В машине покажите шоферу Рокко репортерскую карточку (денег-то нет) и поезжайте в полицию. Подойдите к бродяге, попробуйте с ним поговорить. Войдите в здание участка. Прочтя объявления на столбе (в том числе про Аль Капоне – пригодится, увидите!), можете сразу пройти в заднюю комнату и поговорить с детективом О’Райли. Затем выйдите из участка, подойдите к газете и выньте из нее купон на бесплатный сандвич от Луиджи. Поезжайте обратно к редакции, дайте стоящему на углу продавцу Луиджи купон и получите сандвич, поезжайте обратно в полицию и предложите сандвич бедняге сержанту, рвущему протоколы допросов. После этого спросите про Зигги. Сержант промямлит, что это плохой парень и пьется вокруг пивных. Тут-то и спросите про пивную. Он скажет, что ничего подобного у них в городе быть, конечно же, не может, но если бы было, то стоило бы иметь в виду… гм… чарльстон… Оставьте его – поезжайте к прачечной, на улице поговорите со средним из парней 2-3 раза и добейтесь, чтобы он обменял ваш ненужный бейсбольный мяч с автографом местного "чемпиона мира и окрестностей" на лупу. Не обращайте внимания на его последние слова о том, как здорово он запулит этим мячом в окно – не ваше это дело. Поезжайте к пивной. Подойдя с черного хода к "цветочному магазину", на заданный вопрос скажите пароль "Charlstone" – видите, полиция не дура и умеет быть благодарной! Пройдите в дамскую комнату, в ответ на приставание обкурившейся неполовозрелой лесбиянки ответьте мягко – получите в блокнот имя графини Уолтер-Карлтон. Спросите падшее создание про графиню, она кое-что добавит. Выйдите из туалета и поговорите с Зигги (в случае трудностей справьтесь у бармена). На вопрос, кто вас прислал, наврите что-либо (здесь у нас были разные ситуации, но на ход игры они, кажется, не влияют – только одно из имен вы получите позже). Затем позадавайте вопросы. Обязательно спросите про музей и кражу (Buglary). Если он сразу не ответит на какой-то вопрос, опять поговорите с ним и после этого опять задайте вопрос.
Съездите в доки. Познакомьтесь со Стивом, поговорите с ним и спросите его про все (узнаете важные подробности), но про музей – в последнюю очередь! Поезжайте к Ло Фэт (Lo Fat) в прачечную. Если вы все сделали как надо, на этом этапе вам подадут грязное такси. Не отказывайтесь от поездки, разгребите на заднем сиденье грязь с использованием "Drag and Drop" – под ней вы найдете купон. Смело заходите в прачечную, осмотритесь, поговорите обо всем, начиная с музея. Предъявив карточку репортера, выспросите про все имена из книжки – узнаете много нового. Теперь предъявите купон. Вы получите в конце концов платье для коктейля (подержанное, после смерти хозяйки отданное в Армию Спасения, но куда деваться!). Съездите в последний раз в редакцию и поговорите с Руби обо всех новых именах – узнаете кое-что неожиданное. Наконец, поезжайте в пивную и в туалете перемените платье. В новом платье поговорите с Зигги; если он раньше с вами не разговорился, то теперь-то наверняка получится. Получив всю информацию, выходите из пивной. Далее "на автопилоте" вас доставят в музей, где вам останется предъявить Вольфу Хаймлиху свое репортерское удостоверение и пройти внутрь. И вот только затем…
Затем – хорошо известный игравшим в первую игру бой часов с показом циферблата в левом углу и начало ваших мучений. Шутки в сторону, второй акт называется "Парад подозреваемых". Он гораздо сложнее: это в первом акте вам не дадут купон на платье до того, пока вы не проделали все остальное, все были благожелательны и по многу раз могли повторять одно и то же, независимо от порядка вопросов и предыдущих действий. Хотя здесь вас все еще на первых порах "ведут на помочах" и не пустят за кулисы до того, пока вы не усвоите хорошенько правило игры (мы бились более 8 часов, прежде чем догадались посмотреть все кинжалы в магазине). Только попали за кулисы – происходит убийство, и сразу же начало третьего акта и опять вопрос о египетских богах (при неверном ответе вас арестуют и отправят подучиваться; такого изощренного издевательства в первой игре не было). Теперь уже авторы игры ужесточают тактику до предела даже по сравнению с первой игрой: там бежать не раздумывая надо было только в последней сцене, когда вы после мысленного прощания с мертвой подругой идете в дом и слышите звуки борьбы вверху (и то надо было забежать в кабинет полковника и успеть обыскать саквояж доктора Вильбура!). У вас на все, мы проверяли, было около полминуты, не включая время на набор команд обыска саквояжа и стрельбы в Руди. Теперь хуже – с момента попадания внутрь музея вам время от времени нужно без размышлений двигаться с максимальной скоростью в нужных направлениях, иначе на местах преступлений вы застанете не всех свидетелей, а то и вообще никого, не успеете задать вопрос проходящим персонажам, не успеете сделать то, что хотели (начнется что-либо важное). Важным отличием от первой игры является также и то, что если вы с 22.00 попали на некоторое событие, которое привязано, скажем, к 01.00 и пропустили событие в 22.30, то вас спокойно пропустят на 01.00, а впоследствии вы можете застрять: не видя, что было в 22.30 и не взяв там предмет, вы вообще дальше не попадете, сколько ни играйте!
Вдобавок время будет двигаться скачками отнюдь не по четверть часа, каждый раз по-разному. Персонажи в одних и тех же ситуациях будут вести себя, разумеется, одинаково, но ряд последующих сцен даже без перевода стрелок часов будет зависеть от того, в каком порядке и с какой скоростью вы действуете. Самолюбие авторов, похоже, было сильно ущемлено подозрением на легкое разгадывание первой игры. И, честно говоря, не совсем понятна тайная ярость дотоле уважаемой нами Роберты Вильямс к француженкам: ну почему как француженка, так обязательно скопище всех мыслимых и немыслимых пороков? Среди друзей нашего дома есть ряд длинноногих сексапильных блондинок, увлекающихся рисованием, говорящих по-французски, а кое-кто из них даже регулярно бывает во Франции но, право же, "не так все это, совсем не так…"
Если, однако, вы заранее готовы к тому, что играть придется долго, разгадывать много, по многу раз сохраняться и проходить одни и те же сцены с разным набором предметов и в разных вариантах, вы – наш читатель! И для вас, как и всегда по традиции, помещаем за неимением оригинальных напутствий авторов игры (их вы можете прочесть в статье про первую часть) наши собственные:
- Не успокаивайтесь, ткнув в один из ряда одинаковых предметов и получив надпись типа "Не трогайте", "Вам это не пригодится" и тому подобные. Перетрогайте все предметы – это оправдывалось не раз!
- Если управление неожиданно "уходит из рук" – обязательно попробуйте эту же сцену с другой последовательностью действий, может быть, вы успеете узнать больше до "прерывания".
- Часы не могут передвигаться чаще, чем на 15 минут.
- В любое время вы можете открыть и пересмотреть вашу сумку, в том числе попробовав применить один из имеющихся предметов к другому (например, лупу к записке и так далее). В ряде случаев это даст весьма ощутимые и неожиданные результаты.
- Если проходящий персонаж на каком-то месте вдруг замирает на секунду, это не случайно.
- В ответ на один и тот же вопрос в разное время разные персонажи имеют разную тактику: одни повторяют свой предыдущий ответ, другие говорят что-то новое сообразно ситуации, третьи (наши соболезнования вам!) комбинируют первых двух, то есть если их спросить о ком-то (чем-то) раньше определенного времени, они скажут одно и впоследствии не ответят, но если их спросить попозже, дадут совсем другой ответ.
- Не отчаивайтесь – игры похожи. Один из нас сразу же сказал, что без подземелья не обойтись, и с математической точностью показал вход в него, другая по аналогии нашла, как этот вход открыть.
- Ряд идей почерпните из приведенных рисунков.
Удачного вам расследования!
Статья опубликована в журнале "КомпАс", №5, 1995 г., стр. 60.