Арканоид: ты помнишь как все начиналось?
Tennis for Two
История знакомого всем нам арканоида уходит в глубину времен. И это не просто пафосные слова. В далеком 1958 году физик Уильям Хигинботам (William A. Higinbotham, один из соавторов американской атомной бомбы) решил доказать своим друзьям (и, разумеется, подругам), что настоящая наука – это не только интересно, но и весело. Потратив три недели времени и списав из фондов родной лаборатории изрядное количество радиодеталей он собрал некое устройство и подключил его к обычному осциллографу.
На экране прибора не замедлили появиться стилизованные ракетка и мячик. Создатель окрестил свое детище Tennis for Two и немедленно ограничил доступ к нему: слишком много было желающих тратить рабочее время на невиданное развлечение.
Как и следовало ожидать, широкого распространения Tennis for Two не получил. Осциллограф – это не рояль, его не найдешь под каждым кустом.
В 1970 Баер продемонстрировал свое устройство руководству компании Magnavox, производившей телевизоры и прочую бытовую технику. Акулы бизнеса заинтересовались конверсионной технологией и взяли изобретателя под свое крыло.
Разработки шли своим чередом, и в 1972 году в калифорнийском городе Берлингейм (Burlingame) на суд общественности был представлен агрегат под гордым именем Odyssey 1TL200, ставший первой настоящей игровой приставкой . И именно там этим устройством крайне заинтересовался мало кому известный тогда Нолан Бушнел (Nolan Bushnell).
Как известно, вскоре мистер Бушнел создал компанию Atari, и 29 ноября 1972 года в ее лабораториях появилась вариация тенниса, первая настоящая видеоигра – Pong. Вообще-то для нее выбрали более традиционное имя, Ping-Pong, но к тому времени это название уже кто-то прибрал к рукам.
Pong взорвал рынок почище межконтинентальной баллистической ракеты. Он стал первой массовой видеоигрой, и надолго поселился в как в игровых автоматах, так и в домашних видеоприставках.
Breakout
В 1976 году в недрах Atari работал широко известный в узких кругах гражданин по имени Стив Джобс (Steve Jobs, будущий соучредитель Apple). Руководство поручило ему создать новую игру, которая станет хитом и принесет в казну компании много-много зеленых бумажек с портретами президентов.
Стив взял под козырек и немедленно помчался к своему приятелю – Стиву Возняку (Steve Wozniak, другой соучредитель Apple), который в то время трудился на благо Hewlett-Packard. Последний внимательно выслушал своего заклятого друга, пробормотал что-то неразборчивое и через четыре дня создал Breakout. Джобс для порядка покритиковал игру, кое-что в ней исправил, но все-таки представил разработку пред светлы очи начальства, предварительно приписав себе ее создание. Руководство пришло в полный восторг и незамедлительно выплатило талантливому работнику $5000. Стив Джобс от щедрот выделил Возняку $350 (якобы половину гонорара) и на том успокоился до следующего обострения своей неуемной активности.
Игре Breakout удалось еще раз взорвать рынок видеоигр, а через пару лет на экраны вышел и Super Breakout, повторивший успех своего предшественника. Но суета Atari вокруг ракетки и шарика не осталась незамеченной, и вскоре фирма Sega разработала похожие игры - Gigas и Gigas Mark 2.
Arcanoid
Впрочем, официальным годом рождения Арканоида стал 1986. Именно тогда японская фирма Taito под руководством бывшего советского гражданина Михаила Когана выпустила первые игровые автоматы с угловатым логотипом Arkanoid.
Было создано четыре версии устройства: Arkanoid, Tournament Arkanoid, Revenge of Doh (Arkanoid II) — все в 1987 году, а также Arkanoid Returns (1997).
Арканоид благополучно побил все рекорды популярности установленные его предшественниками. Об этом говорит хотя бы тот факт, что первый десяток клонов Арканоида (разумеется под другими названиями, вроде Act Out, Block Buster, Pulsoid) конкуренты Taito выпустили в течение года.
Восьмидесятые годы стали золотым веком Арканоида. Его наиболее известными клонами стали Krakout (1987), Traz (1988) и Krypton Egg (1989). Арканоид портировали на все существующие тогда платформы: 8-разрядные домашние компьютеры (ZX Spectrum, Amstrad CPC 464, Commodore 64, Atari 8-bit, Apple II), игровые приставкаи (NES, Game Boy), да и 16-разрядные компьютеры (Amiga, Atari ST, Apple IIgs) не избежали этой участи. Также весьма популярным стал Bananoid, которую вы могли встречать в стародавние времена уже на IBM PC.
Amegas
Но в 80-е вывести арканоид на качественно новый уровень смогла уже фирма Amiga – в 1987 году они выпустили игру Amegas и впервые в мировой гейм-индустрии снабдили ее полноценным саундтреком, записанном в формате mod.
Впрочем, Amegas будет правильнее назвать клоном Breakout, нежели Арканоида. Но как бы то ни было, после этого игровой рынок вновь пережил наплыв клонов Арканоида, ведь многие игроки второй половины 80-х и слыхом не слыхивали о старинной игре Breakout
На рубеже 80-90 годов рынок арканоидов и его многочисленных клонов оказался перенасыщен. Поэтому многие разработчики начали искать новые пути к совершенствованию популярной игры. Одной из первых таких игр стал трехмерный арканоид Light Corridor, выпущенный в 1990 году.
С тех пор Арканоид, его клоны и всевозможные вариации появились, пожалуй, на всех игровых платформах. В начале XXI века эта игра по-прежнему пользуется популярностью во всем мире. В последние годы одним из самых известных стал трехмерный арканоид Magic Ball 2, известный в России как Волшебный шар II. Его успех вдохновил разработчиков даже на создание специальной версии игры (Magic Ball 2 Mobile Edition), предназначенной, соответственно, для мобильных телефонов.
Менялись поколения компьютеров и видеоприставок. Да что там говорить – сменилось не одно поколение людей, но популярность Арканоида остается неизменной, потому что классика – вечна.
Статья помещена в музей 6 августа 2006 года