«WarCraft» – искусство побеждать
П. Мамонов, А. Морев
Эту игру не нужно представлять специально, она жива в своих последующих версиях до сих пор. Так что при подготовке статьи для музея, мы ее чуть сократили. О многом тут не сказано. Например, о том, как недобив противника и освоив все шахты и леса, можно в первом же раунде попасть в сержанты, в пятом – в маршалы…но хитрая игра перед началом очередного тура вернет вас обратно. Чтоб не мечтали раньше срока и учились воевать, а не тибрить.
Старая добрая "Dune-2". Великолепное сочетание стратегической и динамической игры. Прекрасная идея и отменное оформление. Все радости побед давно позади…Но ностальгия по подобным играм все же осталась. Собственно говоря, "Dune-2" до последнего времени была единственной стратегической игрой в реальном масштабе времени. И вот наконец-то появилось то, к чему давно стремилась душа. Кто играл в "Dune-2", тот сразу восхитится и этой игрой, ну а тем, кто с этим жанром еще незнаком – настоятельно советуем и рекомендуем: удовольствие – гораздо выше среднего.
Итак, оказавшись в годы Хаоса в королевство Ацерот, вы должны выбрать, на чьей стороне (орков или людей) примете участие в соревновании коварства, интеллекта и грубой силы. Призом же в кровавом состязании станет вся территория королевства.
Прежде чем сделать выбор, неплохо бы ознакомиться с военной и магической мощью сторон. Правда, если лень читать последующее, то управляйте теми, кто ближе вам либо по внешнему виду, либо по внутреннему содержанию.
Орки владеют топорами и дротиками с поражающим воображение умением, имеют отряды рейдеров, ездящих на волках. Пагубная энергия их злых волшебников извлекается из огня подземного мира, что дает им возможность создавать из погибших зомби и окутывать местность смертоносным фиолетовым туманом. Вдобавок ко всему, на их стороне дерутся красные демоны, огненные великаны и ещё несколько страшил.
Против орков выступают три сильные части непобедимой армии: рыцари из Штормветра, маги из монастыря Северного графства и армия королевства Ацерот. С помощью магов можно призывать на помощь сверхъестественных существ, делать воинов невидимыми для врага, излечивать раненых в бою и подчинять на время небесные и водные стихии. Воины королевства вооружены первоклассными мечами и далеко бьющими арбалетами.
В процессе игры вам придется на практике подтвердить, что стратегия – это организация крепкого тыла. Для этого требуются разного рода строения, золото (gold), древесина (lumber) и рабочая сила – крестьяне или пеоны.
Сначала о строениях. Все они строятся лишь у дороги на равнине. Для каждой постройки требуется определенное количество леса и золота.
Town Hall – ваше поместье, ключевая фигура экономики. Служит для обучения крестьян и пеонов искусству владения лопатой, киркой, постройки дорог и частокола вокруг вашей деревни. Может прокормить одного человека/орка.
Farm – ферма. Дает пищу жителям. Может прокормить 4-х человек. При щелчке "мыши" на ферме на информационном экране (левый нижний угол) появляются сведения о вашем населении и о количестве народа, которое вы можете прокормить.
Barracks – казармы. В них обучаются вооруженные отряды, а также производятся катапульты. При щелчке "мышью" на казарме в информационном окне появляются войска, которые вы можете создавать. Указав на одно из них, в информационной строке увидите сведения о потребных ресурсах на того или иного воина. Щелчок на одной из этих пиктограмм – и при наличии ресурсов воин начнет тренироваться, зеленый индикатор покажет ход тренировки бойца.
Church – церковь. Готовит священников, а также проводит научно-исследовательские работы по изобретению новых молитв. Организация учебных курсов и изобретений аналогична подготовке воинов в казарме.
Temple – храм. Обучает некролитов, которые используют силы подземного мира. Проводит работы по разработке новых заклинаний. Аналог церкви у орков.
Lumber Mill – лесопилка. С ее постройкой появляется возможность тренировать арбалетчиков или метателей дротиков. Также имеется возможность усовершенствовать оружие, которое будет эффективнее поражать цели.
Blacksmith – кузница. С ее помощью вы можете выковывать более совершенные мечи, топоры и щиты, пораздельно увеличивая ударную и защитную мощь ваших бойцов. Предоставляет условия для производства катапульт.
Stables – конюшня. Ее появление позволяет создавать рыцарей, а также выводить новые породы лошадей. Новые лошади скачут немногим быстрее, так что выводите их в последнюю очередь, когда денег куры не клюют. Сама же конюшня – вещь важная, ибо рыцари по сравнению с пехотой гораздо лучше как в бою, так и в разведке.
Kennel – волчарня. Строение, аналогичное конюшне, и отличается только тем, что в нем живут и тренируются не лошади, а волки.
Tower – башня, пристанище магов. Тренирует магов и изобретает заклинания.
Теперь о главном, о персонажах этой игры. Как говаривала одна известная в нашей стране личность докомпьютерной эпохи – "Кадры решают всё". В "WarCraft" это чувствуется сразу. Управление очень похоже на "дюновское" – выбираешь "мышью" человечка или орка, и на информационном экране появляются пиктограммы команд, которые он может выполнять. Две пиктограммы общие – стрелка с идущим человечком (орком) и щит. Первое –перемещение своего бойца, а второе – его остановка и отмена предыдущего приказа. Еще одна пиктограмма едина для всех воинов – изображение меча (топора). Она обозначает атаку. При ее использовании необходимо прицелом указать на врага или на здание вражеской деревни, и ваш боец бесстрашно устремится рубить супостатов. Кроме того, у разных типов персонажей имеются и специальные приказы.
Peasant у людей или Peon у орков – крестьяне. Основа экономики. Добывают золото и лес, ремонтируют поврежденные здания, строят новые строения.
Золото добывается в шахтах, ну, а древесина, естественно, в лесу. Учтите, что лес рубится и накапливается гораздо дольше золота, но и расходуется гораздо медленнее. Особое внимание уделите добыче золота: по мере выработки шахты нужно искать новую. Информацию об оставшемся в шахте золоте можно получить, щелкнув на шахте.
Footman – пехотинец, вооруженный мечом и щитом. В основном играет роль пушечного мяса: низкая скорость и слабая броня. Их хорошо использовать лишь как прикрытие для арбалетчиков. Но, пока не построили рыцарей, довольствуйтесь тем, что есть. Имеет только одно достоинство – относительная дешевизна подготовки.
Grunt – топорник. Ярый приверженец орков, но очень слаб. Поразительно похож на пехотинца, правда, в руках держит не меч, а здоровый топор.
Archer – арбалетчик, может поражать противника на довольно приличном расстоянии. По сравнению с пехотинцем хуже защищен, но зато несколько быстрее. На первых порах его можно использовать как разведчика. Также стоит внедрить на лесопилках новую технологию выпуска стрел, это существенно увеличит их эффективность. Орки противопоставляют этим отличным стрелкам отряды великолепных метателей дротиков (Spearman) с теми же достоинствами.
Knight – рыцарь. Представитель элитных войск, хотя оркский наездник на волке (Raider) довольно успешно ему противостоит. Вооружен внушительных размеров кистенем. Высокая скорость хода, хорошая сила удара и превосходящая защита делают его незаменимым как в разведке, так и в бою, да и в погроме деревень эти ребята вам помогут. Сравнительно дорогой воин, но он этого стоит.
Catapult – катапульта. Скорость хода, конечно ни в какие ворота не лезет (что, впрочем, верно для любой тяжелой артиллерии). Медлительна при наводке, и поэтому в движущуюся цель практически невозможно попасть. Но зато мощность выстрела и его дальность дают великолепный эффект. Особенно эффективна при уничтожении зданий, а также при атаке на сомкнутый вражеский строй. Очень серьезный недостаток катапульты – невозможность атаковать на близких дистанциях, поэтому без прикрытия использовать не рекомендуется.
Cleric – священник, вооружен лишь собственной магией и не имеет доспехов. Священникам и магам, а также произведенным на свет с помощью магии существам присуща характеристика силы их магии. Чем выше магический потенциал, тем сильнее и дольше действует магия. Любое созданное с помощью магии существо по исчерпании этого потенциала рассыпается в прах. Хорошо еще, что это не относится к самим магам и священникам. У них сила волшебства со временем восстанавливается. Молитвы священника:
- Holy Lance – маломощная атакующая магия. Не отнимает ни капли волшебной силы. В отличие от других волшебств, не требует предварительного изобретения в церкви;
- Healing – излечение от ран. Очень важная молитва. Позволяет залечивать раны пострадавшим в бою соратникам, но только не самому себе. Требуемая волшебная сила пропорциональна серьезности ранения;
- Invisibility – невидимость. Применяется на своих воинах, позволяя некоторое время делать их невидимыми. Противник до истечения действия колдовства вас не атакует, если вы сами его не тронете. Очень эффективна в разведке, а также при неожиданных атаках на жизненно важные объекты противника. Требует около четверти волшебной силы;
- Far Seeing – дальновидение. Позволяет производить глубинную разведку любой дальности. Применяется на неизведанных участках местности и требует около 1/6 волшебной силы.
Conjurer – маг, так же, как и священник, вооружен лишь собственной магией. Колдовские заклинания:
- Elemental Blast – простенькое атакующее колдовство. Полностью аналогично Holy Lance священника и также не требует предварительного изобретения в башне;
- Summon Scorpion – создание скорпионов. Позволяет создавать из воздуха новых волшебных воинов – скорпионов. Каждый скорпион требует ровно четверть волшебной силы. Сами скорпионы управляются как обычные воины. Впрочем, они очень слабы как в атаке, так и в нападении. Эффективны как разведчики, так как потерять их не жаль. Если создать скорпионов, используя сразу всю волшебную силу, то вчетвером они могут разведать внушительную территорию;
- Rain of Fire – огненный дождь. Применяется на врагах (лучше на их скоплениях) или на строениях с расстояния чуть большего, чем полет стрелы. Представляет собой нечто вроде осыпающих противника метеоритов. Довольно эффективная штучка;
- Summon Elemental – колоссальное по силе волшебство. Однако требует от мага применения всех его сил. Необходима исключительно полная волшебная сила. О том, как это действует… Лучше поиграйте, получите удовольствие и узнайте сами.
Necrolyte – колдун орков, применяющий несильные, но полезные заклинания:
- Unholy Armor – делает войска орков невидимыми, подобно Invisibility;
- Dark Vision – взгляд в темноту. От такого взора не может скрыться ни одно войско соперника, ни одно строение. Вдобавок полностью отпадает необходимость в разведке;
- Raise Dead – зомби, вперед! Это заклинание позволяет создавать живых мертвецов, то есть человек или орк уже умер, но его скелет еще долго будет сражаться на стороне подземных жителей.
Warlock – волшебник, поставивший свое умение на службу дьяволу. Пяток волшебников довольно легко выиграет любую битву, если не встретят достойных своего волшебства соперников. Магические слова волшебника:
- Summon Spiders – создание пауков (подобны скорпионам, только чуть быстрее);
- Cloud of Poison – облако из яда. Жуткая вещь. Несмотря на то, что Женевской конвенцией запрещено применение химических веществ, волшебники орков довольно часто накрывают строения и большие скопления войск отравленным газом;
- Summon Daemon – почти непобедимое существо из подземных кузен, разрывающее сильнейшие армии противника.
Теперь немного о стратегии и тактике.
- Организуйте крепкий тыл: найдите шахту, создайте необходимое количество крестьян, обеспечьте постоянный приток золота и леса, отгрохайте фермы и все основные постройки. Изобретите и усовершенствуйте все, что сможете. Все это – с минимально необходимыми затратами на оборону.
- Под конец выполнения первого пункта начинайте создавать крепкую оборону на всех направлениях. Желательно при этом занимать как можно более узкие проходы, образованные лесом и реками, а также мосты.
- Формируйте отряды из 5-6 пехотинцев/топорников и прочесывайте территорию в поисках вражеских поселений. На начальном этапе игры враг ничего не сможет противопоставить этим неманевренным и довольно слабым формированиям.
- Арбалетчики (метатели дротиков), расположенные в наиболее опасных и узких местах, сдерживают и уничтожают сильно превосходящие силы врага. Чтобы не потерять их, нужно выстроить и постоянно соблюдать боевые порядки войска: линия пехоты и рыцарей, линия арбалетчиков, далее катапульты и священники, в более глубоком тылу – маги (аналогично – в войске орков). Не все войска имеются с начала игры, поэтому вначале обходитесь только пехотинцами, да еще, может быть, маленьким отрядом верховых бойцов. При хорошей организации противник не успевает подходить к вашей первой линии. Его просто расстреливают стрелки.
- Вражеские катапульты очень сильно усложнят вашу жизнь. Но… "на каждое действие есть противодействие". Их слабые места – абсолютная незащищенность в ближнем бою и ужасно медленная скорость. Так что пара летучих отрядов рыцарей и разведка, дающая сведения о месторасположении вражеских войск, сведут преимущество врага на нет. Не забывайте, что ваши катапульты имеют те же слабые места.
- При полном развитии магии колдуны смогут производить сверхъестественных существ. У людей это будут водяные амебы, у орков – красные демоны. На этом уровне игры можно формировать армию из отрядов колдунов с небольшим прикрытием арбалетчиков и рыцарей. Фантастические монстры разгромят любые армии противника.
- При выполнении заданий, в которых ведутся только боевые действия, наименьшие потери будут при применении "каре" с выдвинутым вперед отрядом рыцарей или всадников на волках.
- Планомерно и постепенно наступайте, не нарушая боевой порядок. Не торопитесь! Продвигайтесь медленно, с предварительной разведкой, чтобы катапульты и маги врага не застали врасплох.
- Подойдя довольно близко к деревне, обескровьте вражеские войска тактикой выманивания. Шлите бойца к войскам противника. Те его заметят и бросятся в погоню. Верните воина к позициям ваших основных сил. Враги будут бежать за ним по одному, и вы без труда расстреляете их.
- В процессе игры следите за количеством ферм (чтобы прокормить население) и за золотом в шахте. Незадолго до истощения шахты начинайте разрабатывать другую. Если шахта от вас далеко, нужно больше крестьян во избежание спадов добычи золота.
Управление производится с помощью "мыши". Однако ряд важных функций имеется и на клавиатуре. Во-первых, это клавиши Shift и Ctrl. Нажав одну из них, можно собрать в один передвигающийся отряд до четырех человек. На информационном экране вы увидите сразу несколько управляемых лиц. Это значительно упрощает управление объединенным отрядом.
Очень полезны также функциональные F5 – F8. Они меняют информацию в левом верхнем углу. В начале игры там расположена карта местности (зеленым цветом изображены вы, красным – ваши противники). С помощью этих клавиш вместо этого экрана можно смотреть краткое описание цели текущей миссии, ваших потери и достижения, количество очков и текущий рейтинг.
Теперь несколько слов о карьере, которую вам предстоит сделать. После выполнения первого задания орки оценят ваши способности произведением в слэшеры, а люди за подобные услуги присвоят вам звание капрала. Затем вы будете подниматься по ступенькам служебной лестницы – сержант, командир, капитан и т.д. Единственным затруднением в пути наверх станет выполнение заданий, за которые и дают новые звания. Начав с постройки собственного поселения, потом уничтожив несколько близлежащих вражеских, разбив наголову изменников, до жути похожих на ваших бойцов, после чего, освободив знатных заложников и крестьян, попавших в плен к горным монстрам, и снова сцепившись с первоначальными соперниками, вы доберетесь до сердца вражеского сопротивления. К этому времени народы сделают вас второй после богов фигурой, провозгласив полубогом. И только последний оплот будет отделять непобедимую на протяжении многих битв армию от полной победы над ненавистными врагами. Бросив все силы на эту непреодолимую (на первый взгляд) преграду, вы все-таки сломите сопротивление жутко нехороших существ, уничтоживших массу ваших подданных. Людям для этого придется разрушить Черную Остроконечную Скалу, давшую жилье их злейшим врагам. Заданием же орков будет полное уничтожение всех, именно всех людей, и разрушение замка Штормветер. После чего победителя изберут верховным правителем королевства Ацерот и прилегающих к нему земель.
Огромное достоинство "WarCraft" – возможность играть вдвоем по сети или модему. И это очень хорошо. Машина, в плане стратегии, штука очень тупая. Человек – он и пооригинальней, и посообразительней. При комплексной игре имеется возможность конструировать доски с заданными параметрами, что тоже немаловажно для разнообразия. В заключение: мультипликация и озвучивание заставок игры и отдельных ее этапов в CD-версии на порядок лучше и интересней. Так что покупайте компакт-диск, не пожалеете.
Статья опубликована в журнале "КомпАс" №2, 1995 г., стр. 4.