Развитие дистанционных тестовых технологий в среде национального Интернет пространства
Бекназарова С.С.
В данной статье раскрыта проблема дистанционного обучения, а также предоставлена структура создания тестового портала проверки знаний студентов, в целях развития дистанционного обучения в национальном Интернет-пространстве.
В системе образования процесс информатизации не должен рассматриваться только в качестве приоритетной альтернативы, но и в качестве неотъемлемой части процессов развития непрерывной системы образования, и в проект, над которой ведется работа, информатизация образования, в первую очередь, рассматривается как внедрение дистанционного обучения в систему образования.
Историко-педагогический анализ проблем становления и развития дистанционного образования (ДО) показал, что в настоящее время в мире накоплен опыт реализации систем дистанционного обучения (СДО). В целом мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается в росте числа Вузов, ведущих подготовку по новым информационным технологиям. [1]
Анализ показал, что в настоящее время в сети Интернет очень и очень мало комплексных обучающих порталов, в частности и тестовых. Конечно, в сети можно найти множество разрозненных электронных учебников по разным дисциплинам, но это нельзя отнести к законченному качественному интеллектуальному продукту, к тому же нет комплексности и единой системы. После проведения обзора и анализа существующих тестовых порталов дистанционного обучения, в частности порталов контроля знаний, было выяснено, что в нашей республике практически нет единой системы дистанционного образования, а имеются лишь отдельные сайты предоставляющие разрозненную информацию по тем или иным курсам.
Вашему вниманию предоставляется проект создания тестового портала, который имеет следующую структуру: база данных портала, программное ядро.
По сути база данных (БД) портала является хранилищем всей информации портала, доступ к которой осуществляется через программное ядро. БД портала является реляционной базой данных – наиболее подходящей и способной удовлетворить все задачи при написании подобного рода программных продуктов. В соответствии с правилами реляционных БД база данных делится на таблицы, в частности и данный портал. Тестовый портал состоит из следующих таблиц, показанных на рисунке.
Из рисунка явно видно связь всех таблиц между собой. Процесс функционирования тестового портала и практическое применение данной БД в нём рассказывается в разделе «Программное ядро». Программное ядро тестового портала в свою очередь делится на 3 блока: администраторский, операторский, студенческий. Администраторский блок (Рис.1). Наиболее объёмная и важная часть портала с точки зрения управления информацией. К этой части имеет доступ только тот, кто знает пароль администратора.


Рис.1. Администраторский блок
Операторский блок. Часть портала, которая отвечает за ведение БД портала. Именно операторы – есть основной персонал, который должен работать с системами подобного рода, один администратор вводить курсы, вопросы, исправлять ошибки и т.д., не может. Для этого и создан операторский блок. Сюда имеет доступ только тот персонал, которому администратор открыл учётную запись оператора и дал доступ к тем или иным участкам портала (Рис.2).


Рис.2.Операторский блок
Студенческий блок. Данный блок является тем ядром, в котором происходит весь процесс взаимодействия студентов с порталом, здесь же происходит регистрация новых студентов (Рис.3).




Рис.3. Студенческий блок
Созданный портал легко переносится на любую платформу, причём данное обстоятельство ни в коем случае не сказывается на повышении стоимости программного обеспечения данного портала. Наоборот, все использованные при создании портала программные средства являются бесплатными, что немаловажно в нынешних условиях переходного периода нашей страны.
Эффективность данного портала будет зависеть только от профессионально составленных тестовых заданий, что же касается программной части, то она способна реализовать самые изощрённые варианты предоставления и оценивания ответов тестируемых.
Исходя из всех вышеперечисленных факторов, можно с большим процентом уверенности сказать, что решение, приведённое в предложенном проекте, по созданию тестового портала может оказаться вполне востребованным на территории нашего государства и сможет стать достойным составляющим национальной системы дистанционного образования.
Список литературы
- Прокофьева Н.О. «Методы контроля знаний при компьютерном обучении», издательство «Образование и
виртуальность», 2005
Об авторе: Ташкентский Университет Информационных технологий
saida.beknazarova@gmail.com
Материалы международной конференции SORUCOM 2011 (12–16 сентября 2011 года)
Статья помещена в музей 31.01.2012 с разрешения авторов