Преимущества гипертекста
Почему же довольно простая идея гипертекста вызвала тогда, в конце 80-х годов, столь сильное возбуждение?
Исследования и разработки гипертекстовых технологий уже велись не одно десятилетие, в нескольких университетах работали лаборатории, занимающиеся гипертекстом, была опубликована масса статей. Многие люди связывали с гипертекстом экстравагантные надежды, называя его "процессором идей" и "фундаментом всемирной литературы".
Причина энтузиазма заключалась в том, что гипертекст был воспринят как технология, которая открывает захватывающие перспективы использования компьютера в качестве инструмента мышления и коммуникации, средства поддержки творческой деятельности.
Мыслительный процесс не порождает идеи строго друг за другом, начиная с пустого места, и не производит их в готовом, отшлифованном виде. Представляется, что процесс мышления идет сразу на нескольких "фронтах", что идеи развиваются и отбрасываются одновременно на разных уровнях и с разных позиций, а также зависят одна от другой, взаимно обогащают друг друга. Есть необходимость во внешней фиксации таких переплетающихся линий мыслительного процесса, представления, например, того, как несколько нитей изложения или аргументации "переплетаются" вместе, взаимосогласуются.
В соответствии с этим, хотя традиционный текст и вынуждает нас писать и читать параграфы (абзацы), придерживаясь в основном линейной последовательности, он насыщен внутренними связями, и это носит фундаментальный характер. Всякий, выполнявший научную работу, знает, что значительная доля труда уходит на добывание литературы, на которую даны ссылки, выискивание перекрестных ссылок, розыск терминов в словаре или глоссарии, составление заметок на записных карточках. Даже при обычном чтении человек постоянно "преодолевает" внутри текста ссылки на другие главы и разделы. Кроме того, идут ссылки на предметный указатель, делаются сноски, ссылки на библиографию, рисунки, таблицы и т. п. С их помощью автор как бы говорит: "Интересующийся может найти там нечто родственное, связанное с излагаемым здесь". Это сигналы о разветвлении хода мысли.
Такой традиционный текст часто трудно читать, он не предоставляет удобные и быстрые способы доступа к информации:
- по большинству ссылок нельзя пройти назад; читателю сложно найти, где именно находится ссылка на данную книгу или статью; не может и автор статьи выяснить, кто на него ссылается;
- пока читатель "отрабатывает след" по различным ссылкам, он должен помнить и контролировать, какие документы он уже "прошел" и с какими он занят сейчас;
- наконец, нахождение ссылок среди бумажных документов требует немалых физических усилий и времени, даже когда работа выполняется в библиотеке с хорошо поставленным фондом.
Гипертекст же позволяет пишущему и даже подталкивает его делать ссылки (устанавливать связи), а читателям гипертекста дает возможность выбирать, каким ссылочным связям следовать и в каком порядке. Тем самым гипертекст уменьшает ограничения, налагаемые на думающего и пишущего. Он не принуждает к однозначному решению относительно того, принадлежит ли некое высказывание ходу мыслей написанного или оно находится в ответвлении от основного русла. Гипертекст позволяет, кроме того, хранить аннотации к тексту отдельно от этого текста (документа), однако в тесной привязке к адресатам. Значительный вклад в "силу" гипертекста вносит его насыщенность связями, движение по которым поддерживается компьютером, благодаря чему текст на практике становится нелинейным, а также насыщенность его узлами, т. е. фактически – количество последних. В частности, когда гипертекст используется как инструмент мыслительного процесса, инструмент письма или разработки каких-то схем, может возникнуть естественное соответствие между объектами реального мира и узлами гипертекстовой БД. Принимая этот объектно-ориентированный вариант, гипертекстовый пользователь может строить гибкие сети, которые моделируют его проблему или его, например, схемное решение.
В гипертексте, используемом таким объектно-ориентированным образом, связи менее важны, чем узлы. Связи здесь образуют "клей", соединяющий узлы вместе, но в центре внимания находится содержание узлов.
С точки зрения компьютерной науки, сущность гипертекста состоит именно в том, что он – гибрид, который нельзя поместить в традиционные границы. Гипертекст – это метод БД, вводящий новую форму прямого доступа к данным. Он совершенно не похож на традиционный метод запросов. В то же время гипертекст есть схема представления данных – вариант семантический сети, где смешивается неформализованный текстовый материал с более формализованными, механизированными операциями и процессами обработки. Наконец, гипертекст характеризуется интерфейсной модальностью, выражающейся в наличии кнопок, пиктограмм, икон связей, которые могут внедряться пользователем в имеющийся материал произвольным образом.
Таким образом, гипертекст предлагает новые способы авторской работы (authoring) и конструкторской деятельности. Авторская работа во многом есть структуризация мыслей, их упорядочение для представления, концептуальное исследование. В широком смысле авторская деятельность – это дизайн документа. Единицей на этом уровне служит идея (мысль) или понятие, и работа здесь эффективно поддерживается гипертекстом, поскольку мысль может быть выражена в гипертекстовом узле. Новые мысли по мере их генерации помещаются автором в их собственные узлы, автор связывает новый узел с уже существующими "узлами-мыслями". Далее решается задача перехода от этого сетевого представления к законченному документу.
Гипертекст предлагает и новые возможности для доступа к большим и сложным источникам информации.
Хотя эти достоинства гипертекста и сама его концепция были осознаны очень давно, широкая заинтересованность в этой технологии проявилась лишь во второй половине 80-х годов. Тогда стала дешевой и легкодоступной поддерживающая технология и, кроме того, произошел перелом в сознании людей. Пользователи компьютеров стали воспринимать последние как средства обработки идей (мыслей), слов и символов (в дополнение к числам и просто данным), а также как средства межчеловеческой коммуникации. А исследователи гипертекста поняли, что их исследования – лишь первые шаги в реализации захватывающих перспектив.
Слова Рэндолла Тригга, автора системы TextNet, а позже разработчика Notecards, человека, написавшего в 1983 г. первую докторскую диссертацию по гипертексту, ярко передавали общее настроение и надежды того романтического периода истории гипертекста:
"Мы полагаем, что логическим и неизбежным результатом (компьютерной революции) будет передача всей этой деятельности (обработки текстов) компьютерам и это преобразует всю коммуникацию в научном обществе. Все написание статей, критических обзоров и отзывов будет выполняться в режиме онлайн. Вместо того чтобы пускаться в поиски малоизвестных печатных трудов или журналов, а также неопубликованных технических отчетов из отдаленных университетов, пользователи смогут извлекать их из памяти большой единой национальной сети научных трудов, распределенной и компьютеризованной. Новые труды будут создаваться с использованием этой сети, часто в сотрудничестве многих авторов. Электронные журналы, функционирующие в режиме онлайн, будут местом издания и хранения этих трудов".
Эти слова относятся к 1983 г., до широкой реализации проекта WWW еще почти 10 лет.