История отечественной вычислительной техники

Машина электронная вычислительная специализированная 5Э65

  1. Главный конструктор: академик Лебедев С. А., заместитель главного конструктора: Хайлов И. К. Основные разработчики: Кольцова С. Л., Лыжников В. И., Орлов Г. И., Пивненко В. И., Подшивалов Д. Б., Пшеничников Л. Е., Фоменко А. К., Чайковский М. Г., Шпаков О. К., Ялунин Е. Ф.
  2. Организация-разработчик: Институт точной механики и вычислительной техники (ИТМиВТ) АН СССР.
  3. Год окончания разработки: 1968.
  4. Год начала выпуска: 1969.
  5. Год прекращения производства: 1970.
  6. Количество выпущенных машин: 3.
  7. Область применения: ПРО и ПСО.

Описание машины

Перевозимый высокопроизводительный вычислительный комплекс специального применения, обеспечивающий проведение исследований в реальном масштабе времени в полевых условиях с высокой степенью достоверности за счет использования памяти с неразрушающим считыванием, полного аппаратного контроля средств устранения последствий сбоев. Эффективности вычислительного процесса способствовали переменная длина слова (12, 24, 36 разрядов), впервые использована безадресная система команд, магазинная организация арифметического устройства. С применением комплекса были произведены исследования различных бортовых средств радиоизмерений и радионавигации в атмосфере и космосе, отработка РЛС и противоракет.

Элементная база

ПП-транзисторы и диоды, ферриты.

Конструкция

Крупноблочная, двухслойные печатные платы.

Программное обеспечение

Автокод, диспетчер.

Технико-эксплуатационные характеристики

  • автоприцеп;
  • производительность 200 тыс. алгоритмических операций в секунду;
  • наработка на отказ 100 ч.;
  • дистанционный пульт управления.