Комплекс БЦВМ «Аргон» за сорок лет – динамика развития
Штейнберг Виталий Иосифович
История БЦВМ комплекса «Аргон» во многих отношениях отражает развитие отечественной бортовой вычислительной техники в целом. НИИ «Аргон» в СССР был основным научным и конструкторским центром в этой области, выполнявшим в рамках Межведомственного координационного совета функции базового предприятия, ответственного за подготовку государственных программ по унифицированным межвидовым семействам БЦВМ и заданий смежным отраслям промышленности. Свыше сорока завершенных разработок института были внедрены в серийное производство и приняты в штатную эксплуатацию в сотнях АСУ ракетно-космических, авиационных и мобильных объектов.
Работы по созданию комплекса БЦВМ «Аргон» условно можно разделить на три основных этапа.
На первом этапе (1964г. – середина 70-х гг.) разработаны 11 моделей БЦВМ. Они имели специальные наборы команд и строились на гибридных и первых сериях монолитных ИС. Основные конструктивные элементы: многослойные платы попарного прессования и послойного наращивания, пакет книжной конструкции.
Для второго этапа (середина 70-х гг. – начало 90-х гг.) характерен переход к унифицированным архитектурам, ИС со средним и высоким уровнем интеграции и новой конструктивно-технологической базе. Были созданы два семейства БЦВМ: высокопроизводительных программно-совместимых с ЕС ЭВМ (базовые модели А-30, А-40, А-50) и управляющих с оригинальной архитектурой «ПОИСК». В качестве конструктивных решений в них использованы платы с металлизацией сквозных отверстий и модульное иерархическое построение аппаратуры.
На основе моделей А-30, А-40, А-50 создан целый ряд одно- и многомашинных бортовых вычислительных комплексов для авиационных, мобильных и стационарных объектов.
Для третьего этапа (90-е гг. с переходом в 2000-е гг.) разработаны и освоены технология высоконадежной малогабаритной аппаратуры и технология модульных открытых вычислительных средств.
Первая технология базируется на использовании сертифицированной высоконадежной элементной базы и базовой несущей конструкции пакетной сборки с оригинальными платами рельефного монтажа, имеющими ряд преимуществ перед традиционными многослойными платами. По данной технологии изготовлено более 150 штатных приборов для Международной космической станции и спутников связи пятого поколения.
Основу технологии модульных открытых вычислительных средств составляют конструктивы Евромеханики, магистраль VME. По данной технологии реализован ряд модификаций многофункционального бортового вычислительного комплекса с процессором класса Pentium и комплекс встраиваемых вычислительных модулей для связных терминалов, реализованных на платформе микропроцессора ЦОС 1867 ВЦ1Ф (аналог TMS320 C30).
Приводятся основные технические характеристики моделей и их динамика с учетом развития компонентной базы и требований систем и объектов.
Об авторе: Главный конструктор ФГУП "НИИ "Аргон", argon@argon.ru
Статья помещена в музей 30.04.2008 с разрешения автора