История отечественной вычислительной техники

Операционная система многомашинного информационно-вычислительного комплекса АС-6

В 70-х годах прошлого века в Институте точной механики и вычислительной техники имени С.А. Лебедева была создана распределенная операционная система многомашинного информационно-вычислительного комплекса АС-6 (ОС АС-6).

ОС АС-6 состояла из взаимодействующих друг с другом через единый интерфейс равноправных операционных систем ЭВМ, входящих в комплекс.

ОС АС-6 обеспечивала сетевое взаимодействие вычислительных процессов в ЭВМ комплекса, а также с процессами в глобальных сетях ЭВМ.

ОС АС-6 обеспечивала для процессов, выполнявшихся в любых ЭВМ комплекса, использование внешних устройств всех ЭВМ комплекса, адресацию и использование внешних устройств в дислокациях.

ОС АС-6 обеспечивала конвейерную работу входящих в комплекс машин ("конвейера ЭВМ") для обработки в режиме реального времени больших потоков информации о полетах космических аппаратов.

В операционных системах ЭВМ комплекса имелись средства организации параллельных процессов, в том числе средства соподчинения задач и средства организации в задачах ветвей обработки информации.

Сетевые программные средства ОС АС-6 разделялись на транспортные и функциональные. Транспортные средства были предназначены для передачи данных в комплексе как между операционными системами, так и между задачами пользователей. Функциональные средства, базируясь на транспортных, выполняли функции запроса ресурсов, обмена с устройствами ввода-вывода, вызова программ-посредников и т.п.

В соответствии с принципом равноправия операционных систем, транспортные средства (в отличие от функциональных) были симметричны, то есть каждая ОС обладала идентичными транспортными средствами.

Взаимодействие с транспортными средствами ОС какой-либо ЭВМ прекращалось в случае ее выхода из строя и автоматически возобновлялось после перезапуска ее ОС.

Транспортные средства, как правило, служили для связи объектов операционных систем разных ЭВМ. В ОС ЭВМ, специально предназначенной для управления внешними устройствами («Периферийная машина»), транспортные средства обеспечивали взаимодействие также и между внутрисистемными объектами.

Об авторе: ИСП РАН, tom11@bk.ru
Статья помещена в музей 26.12.2007 с разрешения автора