Развитие информационных технологий в Республиканской больнице им. В.А. Баранова Республики Карелия
Коцобан Надежда Викторовна
Администрация, врачи и другие сотрудники медицинских учреждений сталкиваются с огромными объёмами информации: это информация о пациентах, включающая описание симптомов болезни, данные анализов и других исследований, протоколы лечения(истории болезни), и что особенно важно с развитием страховой медицины, -экономико-статистическая информация, предоставляемая для различных уровней управления системы здравоохранения.
Введение системы обязательного медицинского страхования привело к созданию в системе здравоохранения параллельной системы взаимообмена медико-финансовой информацией субъектов системы: производителя медицинских услуг (медицинской организации) и покупателя (страховой медицинской организации), на основе единиц и инструментов учета, контроля и оплаты оказанной медицинской помощи. По сути, построена параллельная система финансирования и отчетности — медико-статистической и медико-финансовой, зависящая от объема и качества медицинской помощи.
Поэтому одной из главных задач информатизации Республиканской больницы является обеспечение единства информационного сопровождения лечебно-диагностического процесса.
С этой целью разрабатывается информационно-аналитическая система больницы, позволяющая обеспечить учет и анализ информации о каждом пациенте: от момента поступления в больницу до выписки его из стационара, осуществляется автоматизированный учет и анализ деятельности всех специалистов консультативной поликлиники и диагностических служб.
Развитие информационных и телекоммуникационных технологий в системе здравоохранения тесно связано с понятием “телемедицина”.
Характерные составляющие телемедицины:
- специализированная аппаратура для сбора, преобразования и передачи информации
(цифровые диагностические комплексы); - телекоммуникационная сеть;
- программное обеспечение, связывающее элементы системы в единый комплекс;
- кадровое обеспечение-наличие штата специалистов, обеспечивающих функционирование и поддержку комплекса, его эффективное применение;
- организационно-правовое обеспечение.
В настоящее время в больнице проводятся телемедицинские консультации с использованием Web-интерфейса “врач-пациент-врач”, отсроченные консультации “врач-врач” с использованием технологий передачи данных по IP-каналам(всего проведено более 70 консультаций), дистанционные обучающие циклы и обмен опытом со специалистами ведущих медицинских центров и регионов ?ссии в режиме видеоконференцсвязи.
Применение методов телемедицины в лечебном процессе позволяет значительно ускорять оказание медицинской помощи и резко повышать ее эффективность, как на первичном этапе, так и при длительном пребывании в стационаре. Для практического здравоохранения не менее важен и высокий образовательный потенциал телемедицины.
Об авторе: ГУЗ “Республиканская больница им.В.А.Баранова”, ПетрГУ, начальник отдела информационных и телемедицинских технологий, otsoban@medicine.karelia.ru
Статья помещена в музей 22.04.2008 с разрешения автора