“Катастрофы” без жертв
А. Д. Смирнов
Идет испытание нового автопилота — автомата управления самолетом. Все выше и выше поднимается самолет. Разреженнее становится воздух, хуже слушается машина рулей. Атмосфера на этой высоте неспокойная, самолет “болтает”. Вот его сильно качнуло боковым порывом ветра. Сработали чувствительные элементы автопилота — гироскопы, включили привод рулевых машинок, отклонились элероны — рули поперечной устойчивости и, покачавшись из стороны в сторону, самолет выправился. Но во все более тяжелые метеорологические условия попадает машина, все с большим трудом выводит ее автопилот в правильное положение… И вот после одного особенно сильного порыва самолет не успевает выравниться. Следует следующий порыв ветра, самолет теряет скорость, скользит на крыло и валится вниз. Быстро теряется высота… 8000, 6000, 2000… приводы рулевых машинок не справляются с увеличившимися усилиями на рулях — земля!..
Но ничего страшного не происходит. Щелкает тумблер, гаснет на экране электронного индикатора зеленоватая линия. Стрелки прибора приходят в нулевое положение. Инженер, проводивший испытание, отходит от приборов, делая запись в тетради о необходимости внесения изменений в конструкцию автопилота.
Вместо установки на самолете автопилот был включен в цепь электромодели, на которой моделируются уравнения движения самолета. Это позволяет без риска для жизни летчика-испытателя и не рискуя материальной частью в специально подобранных трудных условиях полета, которые далеко не всегда можно встретить в натуре, всесторонне испытать новый автопилот. В процессе испытаний с электронной моделью выявляются и устраняются слабые места автопилота, совершенствуется, “доводится” его конструкция.
Динамическая устойчивость самолета также всесторонне исследуется моделированием. Ни один новый самолет не выпускается в воздух до тех пор, пока полностью методом электромоделирования не будут отработаны характеристики его устойчивости.
И, совершая полет на ТУ-104, ИЛ-18 или другой машине, вы вспомните, что всестороннее изучение и отработка хорошей устойчивости и управляемости самолета, которые обеспечивают безопасность вашего полета, были проведены на электронных моделях. Расчеты вручную заняли бы в 700 раз больше времени и никогда не смогли бы быть выполнены с такой полнотой.
Глава из книги “Современные математические машины”, М., 1959 г., стр. 90.
Перепечатывается с разрешения автора.