Новые тенденции в информационных технологиях — переход к компетентностному подходу
Игнатова Ирина Гургеновна
Преимущества ИКТ в образовании не вызывают сомнений: это и увеличение наглядности преподаваемого материала, и положительный психологический эффект на усвоение материала, и повышение успеваемости учащихся и их социальной адаптации, и мотивация к самостоятельным занятиям. Однако использование современных ИКТ в образовательном процессе зачастую бывает затруднено из-за недостаточного технического оснащения, плохих навыков владения ИКТ у преподавателей-предметников, отсутствия единого стандарта преподавания и системы оценки знаний, отсталости программ обучения. Информатизация преподавания плановых дисциплин, использование современных средств для обеспечения большей наглядности и иллюстративности учебного процесса и положительный психологический эффект на усвоение материала — для этого необходимо компетентное владение ИКТ.
В свете Болонского процесса вопрос взаимного признания дипломов и аттестатов образовательными органами и работодателями разных стран становится особенно актуальным. Во многом эти проблемы могут быть решены за счет внедрения международных стандартов оценки знаний и контроля качества обучения, которые изначально подразделены на профессиональные и пользовательские. Cтандартизация знаний пользователей имеет первостепенное значение, учитывая, что большинство сотрудников образовательных учреждений, государственных организаций и частных компаний являются именно пользователями.
Необходимость внедрения единого международного стандарта знаний в области информационных технологий давно стала очевидной. Без умения пользоваться персональным компьютером сейчас выпускник школы или вуза не сможет устроиться на работу, продолжить образование или получить грант на обучение. Однако национальные сертификаты не всегда действительны, поэтому возникает необходимость в единой системе оценки знаний, которая бы признавалась в различных странах, как работодателями, так и образовательными учреждениями.
European Computer Driving Licence — официально рекомендован ЕС стандарт пользовательской компетенции. 1984 год — год начала проекта по инициативе Европейской комиссии, 1995 — международной признание CEPIS, 2001 — рекомендации ЕС по использованию ECDL в качестве стандарта пользовательской компетенции, 2004 — свыше 160 стран, 5.5 млн. сертифицированных пользователей, 36 языков.
ECDL предназначен для всех, вне зависимости от пола, возраста, места жительства, профессии и предыдущего образования. Международно-признанный сертификат ECDL подтверждает, что знания и навыки обращения с персональным компьютером и основными программными приложениями его обладателя соответствуют мировому стандарту.
Об авторе: д.т.н., директор МОЦНИТ (Московский областной центр новых информационных технологий) при МИЭТ (Московский государственный институт электронной техники) igi@miee.ru
Материалы международной конференции SORUCOM 2006 (3-7 июля 2006 года)
Статья помещена в музей 24.12.2007 с разрешения автора