Последний фут-2. Продолжаем разговор
Михаил Донской
Прежде чем говорить о технических и психологических аспектах восприятия информации пользователем, давайте взглянем на информационные потоки, характерные для передачи информации.
В 1995 г. на PC-Форуме в Фениксе (шт. Аризона, США) вице-президент “Майкрософта” Н. Мирвольд продемонстрировал оригинальный взгляд на развитие информационных технологий. На основе такой характеристики, как число создаваемых копий каждого документа, строилась гистограмма количества копий. До изобретения книгопечатания документов создавалось немного, и то в единичных экземплярах. После изобретения книгопечатания частные документы по-прежнему остаются в единичных экземплярах, а книг становится много - на гистограмме обнаружились два ярко выраженных горба. Появление компьютеров привело к возникновению третьего горба-плато - его обусловили документы, тиражируемые в нескольких десятках или сотнях экземпляров, что раньше было практически невозможно (хотя мне и довелось увидеть в одной частной библиотеке факсимильную копию Библии Гутенберга, сделанную в десяти экземплярах).
Сегодня, с распространением Интернета, можно говорить о документах “в произвольном количестве экземпляров”. Стало возможным, причем относительно недорогим, широкое распространение любой информации. В этом, может быть, и состоит основной итог компьютерной революции.
Но все это взгляд с точки зрения поставщика информации - до скольких потребителей (если они того захотят) можно довести информацию. С точки зрения же технологии ее распространения важно выделить средства массовой информации, предполагающие минимальную активность потребителя. Люди моего поколения начали жизнь в коммунальных квартирах при постоянно включенном на одной и той же программе репродукторе, когда волей-неволей приходилось слушать все официальные новости. Похоже, что вымерли не только эти репродукторы, но последние дни доживает сама идея насильственного впрыскивания информации в мозги людей. Потребители информации больше не хотят знать только то, что поставщики информации считают для них нужным.
Посмотрите, как упал интерес к прессе, к информационным каналам телевидения. Это можно было бы объяснить падением интереса к политике, если бы одновременно не расцветали буйным цветом новостные и политические сайты в Интернете. Мне кажется, дело в том, что меняется информационная активность потребителя информации и наряду с потоками информации от поставщика к потребителю сегодня необходимо рассматривать и обратные потоки - от потребителя к поставщику.
Средства массмедиа не успевают дать интересную информацию и не имеют ресурсов, чтобы довести ее до каждого. Самый свежий пример являет собой теннисный турнир в Австралии. Финальный матч закончился в воскресенье в восемь утра по московскому времени, первое сообщение по телевидению прошло около четырех часов дня, а подписчики газет прочли о нем только во вторник. И это - сообщение о победе российского спортсмена. Сообщения о поражении можно вообще не дождаться.
Все это было бы ужасно, если бы не альтернативные информационные средства, в первую очередь Интернет. Их “историческое” значение как раз и состоит в том, что они увеличивают активность пользователя, позволяя ему распространять информационные потоки за пределы своего жилища.
Если нарисовать встречные информационные потоки, то можно заметить, что потоки от поставщика информации к потребителю становятся все тоньше, а от потребителя к поставщику - все мощнее. Это порождает целый спектр новых требований к поставщику, связанных с его готовностью обслуживать активных пользователей. Таковые требования распадаются на несколько групп: культурные, технологические, психологические и т. д.
Каждому свое, поэтому я буду говорить о технологических требованиях. Сегодня уже мало сделать информацию доступной, ее надо сделать “заметной”. В связи с этим приходится лишь удивляться, почему хозяева Интернет-серверов “не интересуются” проблемами поисковых серверов и не делают очевидных шагов им навстречу. Известны случаи покупки первых мест в ответе на любой поиск в Интернете, но не известны случаи, когда хозяева серверов готовили “полуфабрикаты” для поисковых систем.
Второй пример - карты серверов. Они есть у очень немногих поставщиков содержания, но и среди них большинство просто “отбывает модный номер”: эти карты мало помогают ориентироваться на сервере.
Зато масса усилий тратится на рекламу в Интернете в режиме, близком к прямому обману пользователей. В частности, сейчас модны баннеры, имитирующие интерфейсные элементы страницы. Пользователь нажимает на них в полной иллюзии, что совершает действие, необходимое для работы с текущим сервером. Особенно “гуманно” выглядит последовательность нескольких таких переходов подряд.
Мне кажется, что в интересах всех участников информационного обмена в Интернете разработка и внедрение средств, облегчающих информационную активность пользователя. Проблема в том, что средства эти должны быть согласованы и внедрены обеими сторонами - и поставщиком информации на сервере, и фирмами, поставляющими клиентские программы для доступа в Интернет. Кроме того, сам процесс “плавания” по сети не должен ограничиваться щелчками на ссылках. От пользователя требуется гораздо больше информации о направленности его интересов (или интереса в данный момент), и не исключено, что для активных потребителей Интернет-браузеры - не лучшее средство.
Еще одна проблема связана с тем, что подходы к средствам формирования и распространения информации в той или иной мере обусловлены традициями, характерными для СМИ. Примером может служить неудача push-технологий, когда, сказав “А” в нужном направлении, все остальные буквы произносили уже по “протоптанным тропам” насильственной доставки информации. А для информационно-активного пользователя насильственная доставка никак не подходит.
Если мы хотим в полной мере использовать возможности информационной революции, происходящей на наших глазах, нам следует пересмотреть свои подходы к распространению и получению информации. Я приглашаю всех желающих к обсуждению не только и не столько идеи этой статьи, сколько конкретных методов доставки информации через Интернет.
Читайте предыдущую часть: Последний фут. Касается каждого
Читайте следующую часть: Последний фут-3. Странности компьютерной индустрии
Статья публиковалась в журнале PCWeek (187)13`1999
13 августа 2016