Электронная почта

Электронная почта

Говорят, что компьютер — злейший враг тоталитаризма. Тому есть много причин, в которые не хотелось бы вдаваться, но самая убедительная из них — электронная почта «сломала» весь контроль за корреспонденцией.

Прежде, в застойные годы, для отправки письма за границу мне нужно было получить визы трёх разных людей — один «исправлял» мой английский, второй следил, чтобы я не поминал о своём визите за рубеж до принятия высокими инстанциями положительного решения о выезде, а третий, по-моему, просто любопытствовал. Все это приводило к ситуации, в которой никакие письма вовремя до адресата не доходили, и мои зарубежные друзья считали, что договариваться со мной смысла не имеет. Такой же контроль существовал и для входящей корреспонденции, в результате чего я получал уже просроченное приглашение.

Как человек, воспитанный в ту эпоху, я не возражаю, чтобы государство или его отдельные органы были в курсе моих личных дел, но возражаю против вмешательства в эти дела, тем более если они срываются из-за затягивания переписки. Идеальным для меня решением проблемы стала электронная почта. Уверен, что, особенно в первое время, все электронные письма за границу копировали в надежде когда-либо их прочесть, но, думаю, сегодня копирование прекратилось, поскольку эта надежда исчезла. Связь по электронной почте гарантирует нам то, чего не может дать почта обыкновенная, — оперативность и надёжность.

Уже немодно вспоминать августовский путч, но я находился в те дни в Калифорнии, и американские глобальные сети были тогда полны мигрирующими электронными письмами из Москвы, которые вызвали огромный интерес. Стало очевидно, что информационный «железный занавес» невозможен, а следовательно, и все идеи вернуться к прошлому неосуществимы. Хотя, честно говоря, Министерство связи РФ прилагает все усилия для прекращения международных коммуникаций: повышает цены, ограничивает время доступа к международной телефонной связи, постоянно «теряет» письма, а если и не «теряет», то доставляет их в течение нескольких месяцев. Электронная почта является пока единственным реальным способом такого рода обмена в нашей стране.

Огромную роль в развитии общедоступной электронной почты в России сыграл Институт атомной энергии им. И.В. Курчатова. Не знаю, каким образом его сотрудникам удалось получить право выхода в мировые электронные сети, но два года назад появилась возможность постоянно иметь электронно-почтовую связь. Согласно местной легенде, в «Курчатнике» проверяющие впали в отчаяние, когда поток писем достиг объёма порядка нескольких мегабайт в день, хотя помнятся времена, в которые вместо прекращения чтения перекрывали поток.

Сегодня передачей электронной почты занимаются уже несколько фирм, среди которых есть и прямые наследники первых энтузиастов — Релком и Демос, и известные на западном рынке фирмы, и новички.

Ситуация тем не менее довольно странная и ассоциируется у меня с фразой М. Жванецкого: «В драке не выручат, в войне победят». Пока надо было «пробивать» сеть или «спасать Россию» во время путча, Релком и Демос работали блестяще. Но вот каждодневное обслуживание пользователей вызывает много вопросов. И я сужу об этом не понаслышке, а на собственном довольно горьком опыте приобретения абонентского адреса и права на обслуживание.

Основная проблема, характерная не только для покупки электронной почты, но и практически для любых коммерческих сделок на просторах нашей Родины, — что в действительности покупается и что продаётся. От этого зависят цена, услуги, отношение продавца к клиентам.

Демос продаёт фактически только почтовый ящик для коммерческого использования. Любимые клиенты фирмы — перепродавцы её услуг и люди, обменивающиеся рекламой. Уместно напомнить, что родоначальники Internet (а Релком является её частью) задумали (и реализовали) бесплатную сеть для программистов, которые должны сами покрывать локальные расходы (на машинное время и телефонную связь). При этом Internet не несёт никакой ответственности за своевременную доставку писем и даже за доставку вообще.

Наследовав этот уровень ответственности, Релком вынуждена, однако, брать деньги, поскольку наличие большого числа пользователей требует определённой организации главного узла и оплаты международных линий, а это обходится недёшево. Пользователи же сегодня не могут выбирать сеть, точно так же, как советские граждане не могли снять номера в интуристских гостиницах.

Однажды мне заявили на достаточно высоком уровне в одной из коммерческих сетей: «Вы — не наш клиент». И дело тут не в моих материальных возможностях (они могут быть и достаточными), а в том, что поток клиентов, «почище» меня, достаточно велик.

Такое отношение заставляет совершенно разных по запросам и материальным возможностям пользователей идти в одну и ту же сеть. Ну нет у нас выбора между MCI, CompuServ, AT&T Mail и т.д.! Это приводит к ситуации, типичной для «массового обслуживания» (практики, а не теории): «Вас —много, а мы — одни». Поэтому и выгодно не самим обслуживать клиентов, а передавать их дочерним узлам и дистрибуторам — прибыль, конечно, уменьшается, но и головная боль тоже.

Мои американские друзья купили себе ящик электронной почты в CompuServ и платят за него 10 долл. в месяц. При этом им гарантируется доставка писем не только внутри своей сети, но и в ближайший к абоненту пункт другой сети, если абонент не пользуется CompuServ. То есть 10 долл. — цена коммерческой услуги, причём одна сторона (потребитель) имеет обязательства по оплате услуг, а другая (поставщик) — по их аккуратному исполнению. В России же такая цена сопоставима с ценой Релком и в несколько раз ниже себестоимости в любой коммерческой сети на нашей территории.

Одной из проблем Релком является одновременное и на равных условиях использование её коммерческими и научными организациями. Это разные пользователи как по структуре потока, так и по его объёму и направленности. Не зря в перечень обязательных к оплате услуг входят телеконференции, что представляет главный интерес для коммерсантов. Обратимся к метафоре ресторана — ясно, что официантам не до бедных клиентов. Они включают коньяк в комплексный обед, и их не волнует, пьёте вы его или нет. Так отсекаются «мелкие рыбёшки» и «чистится» публика.

Таким пользователям, как я, которым нужны именно почтовые услуги, эта нагрузка (телеконференции) кажется крайне непривлекательной. Мне бы хотелось оплачивать только расходы по содержанию узла связи и фактически предоставленные услуги.

Для обеих сторон важен способ гарантии оплаты услуг. В принципе, известны два таких способа. Один из них — кредит, то есть клиент оплачивает оказанные ему услуги по счету. В данном случае кредитоспособность клиента является фактором риска и обычно требует доказательств, что в нашей ситуации практически исключает этот способ применительно к частным лицам.

Другой вариант — предоплата, то есть пользователь вносит деньги заранее, в расчёте на «средний» объём услуг. Когда деньги кончаются, клиент лишается права на пользование услугами. Такой вариант в условиях инфляции приводит фактически к схеме финансирования клиентами организации, предоставляющей услуги, как, например, в Демос. Внося каждый квартал аванс за пользование сетью, я тем самым оплачиваю, скажем, январскими рублями мартовские услуги, которые к тому же в марте могут подорожать. Для государственных и коммерческих организаций все это, может быть, и не имеет особого значения, но для малых фирм и частных пользователей — весьма существенно.

Демпфирующим фактором могли бы стать скидки для таких пользователей, но в силу общей схемы «массового обслуживания» Демос, похоже, выгоднее потерять своих клиентов, чем пойти им навстречу. Коммерческие же сети ведут в действительности борьбу с мелкими пользователями и скидок им тем более не дают.

Научные организации и отдельные исследователи имеют возможность с помощью Ассоциации научных и образовательных организаций — пользователей компьютерных сетей (RELARN) получить достаточно дешёвый доступ к любой из сетей, с которыми у неё есть договор, в частности к Релком. Нужно лишь стать членом этой ассоциации и взять на себя соответствующие обязательства. Отметим, что членам RELARN запрещается использовать электронную почту для коммерческих целей.

По некоторым сведениям, американцы в порядке гуманитарной помощи собираются оплачивать услуги международной электронной почты для российских научных организаций, и в первую очередь институтов РАН, но попадают ли в эту категорию малые предприятия, занимающиеся научными исследованиями, — не ясно. Об отдельных людях речь не идёт. Опасаюсь, что останется открытым вопрос об ответственности за выполнение таких, бесплатных для пользователя, но оплаченных для сети, услуг.

P.S. Эта статья далась мне с огромным трудом, поскольку я пытался получить для неё информацию в разных организациях и на разных уровнях. К сожалению, образ рекламы является привлекательным для большинства фирм, и многие полагали, что всё это было затеяно мною то ли с целью бесплатного получения адреса в коммерческой сети, то ли из желания подработать на неявной рекламе. Меня даже предупреждали о возможной подаче в суд за порочащие некоторые фирмы сведения. Поэтому в том окончательном варианте, который вы видите, я аккуратно вычеркнул все названия сетей за исключением самой популярной — Релком, чтобы ни в коем случае не сделать им ни рекламы, ни антирекламы.


Об авторе: российский учёный, программист и предприниматель, один из создателей шахматной программы «Каисса» — первого чемпиона мира среди шахматных программ (1974), создатель ИТ-компании «ДИСКо»
публиковалась в журнале МИР ПК № 6/93, с. 74—75
Помещена в музей с разрешения автора 12 января 2019