IRIS Intermedia
Из исследовательских групп, занимающихся гипертекстом, одна из наиболее старых и больших существовала при Брауновском Университете в научно-исследовательском институте информационной и преподавательской деятельности (Institute for Research in Information and Scholarship, IRIS).
Норман Мейровиц
Руководителем проекта Intermedia и главным архитектором системы был содиректор института Норман Мейровиц (Norman Meyrowitz). Проект был рассчитан на двадцатилетнюю работу и опирался на опыт, извлеченный из разработки трех предыдущих гипертекстовых систем.
Первая из них – гипертекстовая система редактирования (Hypertext Editing System), разработанная в 1967 г. Тедом Нельсоном и несколькими студентами Брауновского Университета. Хьюстонский Центр космических полетов с человеком на борту использовал эту систему для подготовки документации по программе "Аполлон".
Андрис ван Дам
Вторая система – система поиска записей и редактирования (File Retrieval and Editing System – FRESS), разработанная на следующий год Андрисом ван Дамом и его студентами уже без участия Нельсона. В начале 70-х годов концерном "Филипс" был сделан ее коммерческий вариант. Более 10 лет сотни преподавателей и студентов использовали эту систему, например, учебный класс английской поэзии, который вел чтение и записи целиком на гипертекстовом документе, находившемся в общем пользовании. Подобно системе NLS, система FRESS была многопользовательской, предусматривала динамическую иерархию и двунаправленные связи, а также узлы и связи с выделением ключевых слов.
Однако, в отличие от NLS, в системе FRESS не было ограничений на объем текста в узле. На графических терминалах поддерживались многооконные изображения и векторная графика.
Наконец, третья – электронная документационная система (Electronic Document System) – гипертекстовая система с акцентом на цветную растровую графику и механизмы навигации.
Система Intermedia – часть всеобъемлющих усилий, предпринимавшихся в Брауновском Университете с целью повышения эффективности применения рабочих станций в учебных аудиториях. В этом контексте она разрабатывалась как некоторый комплекс инструментальных средств, позволяющих авторам-пользователям устанавливать связи с текстами, динамическими рядами (timelines), диаграммами и другими изображениями, генерируемыми компьютером, а также с документальными видеофильмами и музыкальными записями. Были предложены следующие средства:
- текстовый процессор InterText;
- графический редактор InterDraw;
- модуль для сканирования и отображения изображений InterPrix;
- редактор динамических рядов InterVal, позволяющий пользователям в интерактивном режиме организовывать информацию во времени и в последовательностях данных;
- модуль для отображения 3D-графики InterSpec;
- редактор анимации InterPlay;
- редактор видеоклипов InterVideo.
Система поддерживала двунаправленные связи для текста и графики. Маленькие иконки использовались для маркировки точек их прикрепления (якорьков – anchors).
Связи хранились отдельно от содержимого базы данных.
Система Intermedia разрабатывается и как средство, позволяющее преподавателям организовывать и представлять свой учебный материал на компьютере, и как интерактивная среда для студентов, работая в которой они могут изучать этот материал, а также добавлять к нему свой собственный в виде аннотаций или сообщений.
Так же, как и другие серьезные группы, команду Intermedia беспокоила все возрастающая сложность гипертекстовой среды. Например, множественность связей, исходящих из одной и той же точки документа, может запутывать пользователя-читателя. Предлагаемая альтернатива состояла в том, чтобы иметь в материале (текстовом или графическом) единственную "иконку" связей, в которую с помощью мыши можно быстро вызывать исходящие связи – их имена и узлы, в которые они ведут. Также предлагалось отображать на экране структуру – "паутину" (web), показывающую связи в контексте прилегающего материала. Каждая связь принадлежит одной или нескольким "паутинам" и выявляется лишь при активации одной из них. Чтобы получить изображения документов из некоторой "паутины", пользователь открывает на экране сначала эту "паутину", а потом – нужные узлы-документы. Хотя другие "паутины" тоже могут иметь связи с узлом-документом, на экране появляются связи лишь в пределах открытой "паутины" (т. е. высвеченная на экране "паутина" – это математически индуцированный подграф). Таким образом, "паутина" дает контекст любому из входящих в нее узлов-документов.
В рамках Intermedia также изучались пути создания эффективного механизма браузинга для сетей, имеющих сотни и даже тысячи узлов. Браузинг Intermedia давал два типа изображений: глобальную карту, которая показывает весь гипердокумент и позволяет вести в нем навигацию, и локальную карту, которая дает вид, сосредоточенный на одном документе и отображает его связи с ближайшими соседями по "паутине". Кроме того, изображение может даваться с различной степенью детализации. Например, документы с их связями могут отображаться как элементы без внутреннего строения. Но может быть и более детальный вид, когда показывается примерное место "прикрепления" связи внутри документа.
Проект Intermedia имел длинную историю, много участников и серьезную организационную привязку к долгосрочным целям. В его рамках проводились творческие опыты с гипертекстом, причем испытательным полигоном служила учебная аудитория. Этот проект внес значительный вклад в разработку гипертекстовых сред, ориентированных на кооперативную работу в них.
Intermedia впервые использовался в курсе английского языка в Брауновском Университете в весеннем семестре 1987 г. Затем – в работе нескольких курсов, включая создание гипертекстовых сетей Exploring the Moon для курса геологии планеты, In Memoriam Web для изучения поэмы Теннисона, Dickens Web, Victorian Web. Последние разработки проводились под руководством профессора английского языка и истории искусств Дж. Лэндоу (George P. Landow) и существуют сейчас в среде системы Storyspace, которая унаследовала многие черты Intermedia и получила (по словам одного из авторов) название "Intermedia для бедных".
У Intermedia появился наследник, так как финансирование этого проекта от Apple Computers, Inc. было прекращено в 1990 г., после чего Intermedia использовали примерно до 1995 г. Теперь в Брауновском Университете используют Storyspace, на которой разработаны несколько сотен гипертекстовых и гипермедиа сетей. Вообще же применение гипермедиа в сфере образования – отдельная большая тема. На сайте Eastgate Systems приведены данные о семидесяти курсах, читаемых по теории гипертекста, гипертекстовой литературе в разных странах как в школах, так и в университетах.